Кельты: мозгоеды или романтики?

Кельты: мозгоеды или романтики?

Нельзя сказать, чтобы в других областях все проблемы были решены, но, во всяком случае, и по Египту эпохи Древнего Царства, и по Японии эпохи Хэйан были авторитетные специалисты и хорошие книги. Что касается кельтов — здесь же никакой ясности не было.

Серьезные работы на русском языке можно было пересчитать по пальцам одной руки. Из отдельных упоминаний о кельтах в популярной литературе также ничего не прояснялось. Кельтов характеризовали то, как непрактичных мечтателей, то, как кровожадных охотников за головами, то, как носителей удивительного, образного языка, похожего на шум горного потока, то, как белокурых высоких красавцев с нежным румянцем, то, как маленьких чернявых алкоголиков, одаренных способностью танцевать чечетку и неустойчивой психикой. Опустим уже явно шизофренические утверждения типа «кельты были инопланетянами», или «кельт является самым страстным любовником» (Айседора Дункан).

После знакомства с кельтской культурой можно сказать, что кельты не только охотились за головами, но и поедали мозг врагов, что в их легендах речь идет не только об эльфах и феях, но и о молочных морях с сырными островами, котах-убийцах и могущественных святых, способных мгновенно избавить от нежелательной беременности; что выглядят кельты по-разному — ирландцы бывают маленькими и черноволосыми, высокими и черноволосыми, маленькими и рыжими, а вот высокими и рыжими бывают чаще шотландцы. Что касается голубых глаз и белокурых волос, то до «нордической расы», как писал в 1930-х годах известный германский специалист по данному вопросу доктор Гюнтер, кельтам далеко.

Особой ясности представлениях о кельтах не появилось? Двигаемся дальше.

Название «кельты» известно с глубокой древности. Об этом народе или группе племен впервые упоминают еще древнегреческие писатели Гекатей Милетский и Страбон (VI-V вв. до н. э.). Греки и римляне считали, что кельты — особый народ, отличный от других варваров. Цезарь в «Записках о галльской войне» подчеркивает, что они отличаются «языком, учреждениями и законами» от белгов (в которых чаще всего видят германизированных кельтов) и от аквитанов (среди которых значительную часть составляли, по-видимому, предки басков).

Греки предпочитали называть кельтов — кельтами, а римляне — галлами. Некоторые авторы пытаются провести какую-то границу между этими названиями — Диодор Сицилийский (писатель I в. до н. э.) утверждал, что кельтами следует называть тех, кто жил на востоке (в теперешней западной Германии), а галлами — жителей Галлии, то есть сегодняшней Франции. На самом деле «галлы» и «кельты» фактически синонимы.

В языковом отношении кельтские языки относятся к индоевропейской группе. Ближе всего они к латинскому, германским и славянским языкам. Само слово «кельты» — вполне индоевропейское, но поскольку в праиндоевропейском языке было несколько корней «кел» с разными значениями, что, собственно, значило имя «кельт» — не совсем ясно: оно может быть связано как с глаголом «ударять», так и с «подниматься. Название «галлы» родственно весьма специфическому древнеирландскому слову «гал», которое значит «туман», «пар», «воинский пыл», «ярость». Связанное с этим понятием о кипящей жидкости, это слово выражает распространенное в ирландском эпосе представление о том, что тело героя излучает особый жар, а иногда и пар.

В эпоху античности на европейском континенте кельты занимали огромную территорию. Изначальными местами их обитания были, вероятнее всего, Южная и Западная Германия и Австрия. Считается, что кельты одними из первых в Европе научились обрабатывать железо.

Видимо, еще в VI веке до н. э. началось расселение кельтов. Лучше всего известно об их передвижении на юг — об этом множество свидетельств оставили древние греки и римляне. Древнеримский историк Ливий утверждает, что переселение кельтов в Италию началось еще при римском царе Тарквинии; какого именно Тарквиния имел в виду Ливий, не совсем ясно, но, во всяком случае, оба царя с такой фамилией правили в VI веке до н. э. В IV в. до н.э. в результате неудачного дипломатического вмешательства римлян в дела соседей они пришли в столкновение с кельтами, и 18 июля 387 г. до н.э. на речке Аллии произошла кровопролитная битва; римляне были полностью разбиты. Граждане укрылись в крепости Капитолий, бросив в захваченном кельтами городе стариков и больных. Хотя священным гусям и удалось спасти их от ночной атаки кельтов, неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы в лагере кельтов не началась эпидемия. Варвары удовлетворились выкупом.

В 279 г. до н.э. кельты напали на Грецию. Воевавшие между собой наследники Александра Македонского не смогли оказать им достойного сопротивления, и голова узурпатора македонского престола Птолемея Керавна оказалась на острие кельтского копья. Справиться с кельтами эллинам смог помочь только бог Аполлон, оскорбленный тем, что кельты ограбили его святилище в Дельфах: появились якобы призраки древних героев, внезапно ударил мороз, кельтов охватил панических страх, и они разбежались.

Нескольким отрядам кельтов удалось пробиться через Грецию в Малую Азию (теперь Турция), где они стали известны под именем галатов. Галаты делились на три племени: трокмы, толистобогии и тектосаги (столицей текосагов была Анкара).

Некоторые племена обосновались на северных рубежах Греции; кельтское племя скордисков (это они якобы ели в сыром виде мозг побежденных врагов) оказалось на территории нынешней Югославии и основало крепость Сингидун — теперь Белград.

Кельты жили также на Иберийском полуострове; там они смешивались с местными жителями — иберами, и поэтому испанских кельтов римляне обычно называли келтиберами. Жили кельтские племена и на территории Венгрии и Чехии (название Чехии в ряде европейских языков, Богемия, происходит от кельтского племени бойев).

К рубежу нашей эры практически все кельтские области на континенте вошли в состав Римской империи. Из многих традиционных мест обитания в Восточной Европе кельты были оттеснены германцами.

Верцинге́торикс (или Верцинге́ториг; 82 до н. э. — 46 до н. э.) Вождь кельтского племени арвернов в Галлии. Его имя на галльском означает «повелитель над воинами». Сын вождя арвернов Кельтилла. По некоторым предположениям, обучался в Британии у друидов, а также, возможно, служил в римской армии. Во время Галльской войны Верцингеторикс возглавил восстание объединённых галльских племён против Цезаря в 52 до н. э. Верцингеторикс объединил племена и применил тактику нападения с последующим отходом в естественные укрепления. Кроме того, была использована стратегия «выжженной земли», когда восставшие сжигали городские поселения, чтобы лишить римские легионы провианта. Несмотря на первоначальный успех, восставшие были окружены в крепости Алезия. Верцингеторикс призвал на помощь другие галльские племена, но Цезарь организовал двойное кольцо осады вокруг Алезии и разбил по частям осаждённых и их союзников. После того, как все попытки прорвать римские укрепления провалились, восставшие сдались. Верцингеторикс был доставлен в Рим, где провёл пять лет в заключении, а после участия в триумфальной процессии в 46 до н. э. был обезглавлен.[/dt_fancy_image]

В первом веке н. э. римлянам удалось завоевать значительную часть Британии; серьезно ставился вопрос о завоевании Ирландии. Губернатор Британии в 78-85 гг. н. э. Юлий Агрикола (тесть историка Тацита) утверждал, что для завоевания Ирландии необходим всего один легион (в Британии в самое беспокойное время их стояло четыре). В сущности, это высказывание показывает, что Агрикола все же оценивал реальные возможности ирландцев довольно высоко: ведь численность легиона составляла в то время около 7 тысяч человек только профессионального регулярного войска, не считая вспомогательных частей. Считалось, что эти планы никогда не были осуществлены — до того, как в местечке Друмана к северу от Дублина не был обнаружен в 1996 году римский форт…

Сейчас мы считаем само собой разумеющимся, что исконные жители Британии и Ирландии — кельты. Между тем в древности это было не так очевидно. Название «Британия» известно с глубокой древности, так же, как и имя ее жителей — «бретаны» или «претаны». По-древнеирландски «претаны» произносилось, как «круитни», — так жители Ирландии называли ту часть британцев, которые были известны римлянам, как пикты — «раскрашенные». Пикты были аборигенами теперешней Шотландии, и на каком языке они говорили — не вполне ясно. Существовали отдельные племена «круитни» и в самой Ирландии, но об их языке практически ничего не известно.

Все прочие жители Британии и Ирландии говорили, скорее всего, на кельтских языках. Однако античные, да и средневековые авторы никогда не именуют их кельтами. Жителей Британии называли бриттами (жителей Шотландии иногда еще каледонцами), ирландцев — хибернийцами — в древности Ирландию именовали «Хибернией»; «хиберионами» называл ирландцев и сам Св. Патрик, апостол Ирландии, как явствует из его сочинений. В поздней античности ирландцев стали звать еще «скоттами» — отсюда название «Шотландия». Сами себя ирландцы называли (и до сих пор называют) «гойделами», только сейчас это слово звучит как «гэл».

Впервые о принадлежности ирландцев и бриттов к кельтам заявил шотландский ученый Джордж Буханан в изданной в 1589 году «Истории Шотландии». Более подробно эта мысль была развита Эдвардом Ллюдом. Валлиец по происхождению, Ллюд был хранителем Ашмолеанского музея в Оксфорде. За свою недолгую, но яркую жизнь он успел побывать практически везде, где говорили на кельтских языках и даже изучить их. В 1707 году Ллюд опубликовал первый том своего сочинения «Археология Британника», где содержались грамматические очерки и глоссарии кельтских языков. Второй том должен был включать главы по истории и культуре кельтов, но довести до конца свой труд Ллюд не успел — в 1709-м он трагически погиб.

К концу античности кельтские языки на континенте постепенно вымерли. Язык галатов в Малой Азии существовал, по-видимому, еще на рубеже IV-V вв. н.э. Все ныне живущие кельтские языки можно отнести к островным, в том числе и распространенный на северо-западе Франции бретонский — это язык потомков переселенцев из Британии. Когда Ллюд в 1707 году издал свою книгу, существовало шесть живых кельтских языков: ирландский, шотландский, мэнкский, валлийский, корнский, бретонский. Самым мощным и древним из них, пожалуй, был ирландский.

Древнейшие памятники ирландского языка — надгробные надписи, высеченные огамическим письмом и относящиеся к IV-VI вв. н.э. В IV-V вв. происходила мощная экспансия ирландцев (скоттов) на территорию тогда еще отчасти римской Британии. Существовали ирландские поселения в Уэльсе и Корнуолле. Еще в V в. выходцы из ирландского королевства Дал Риада переселились на территорию современной Шотландии, где смешавшись с местными пиктами основали свое королевство. Обладая мощным торговым и военным флотом, королевство скоттов на территории Шотландии (отсюда и ее название) около ста лет платило дань ирландским королям, принося немалую прибыль. Однако со временем из-за междоусобных войн в Ирландии и смены династий связи стали ослабевать и королевство скоттов зажило своей жизнью. Однако долгое время в Европе словом “скотты” называли всех ирландцев вообще.

К началу XIII века относится возникновение новоирландского языка (древнеирландский период длится приблизительно до 900 года, среднеирландский — до 1200). Следует сказать, что древнеирландский считают самым трудным из индоевропейских языков. Часто за те дикие формы, которые он приобрел к началу VI века, считают ответственными докельтских жителей Ирландии.

К началу XVIII века заморские диалекты ирландского языка выделяются в особые языки: шотландский (гаэльский — Scottish Gaelic или, как его иногда называли англичане, «ирландский» — Erse) и мэнкский (Manx Gaelic). Ирландский язык тоже можно назвать гэльским, да по-ирландски он так и называется – Gaeilge.

Ирландский и шотландский очень близки друг к другу — приблизительно как русский с украинским, так что взаимопонимание вполне возможно. Мэнкский походил более на шотландский, чем на ирландский; он отличается от обоих лишь правописанием. Дело в том, что в ирландском (и шотландском, соответственно) всего 18 букв, а звуков чуть ли не в три раза больше.

Гойдельские языки пережили и переживают трудные времена. И причина тому — не в их сложности. Ирландский язык много раз доказывал свою жизнеспособность. Хотя в Ирландии в IX-X веке существовали значительные колонии викингов, как норвежских, так и датских, ни одна из них не сохранила свой язык — уже во втором или третьем поколении они переходили на ирландский. После первого завоевания Ирландии в XII веке и до кровавой тюдоровской колонизации в XVI-м, ирландский язык делал значительные успехи. Практически все англо-норманнские знатные семьи — Фитцджеральды, Де Бурго, Батлеры — быстро ирландизировались (Митчелл в «Унесенных ветром» наверное, не зря столкнула носителя фамилии английских завоевателей — Батлер — и ирландских королей Коннахта — О’Хара).

Для Батлеров и Фитцджеральдов пели барды, переписывались саги, и они не вешали своих вассалов за убийство, а брали с них, по ирландскому обычаю, штраф скотом, что вызывало немалое возмущение британского двора.

С XVII века ирландский язык стал уничтожаться по чисто политическим причинам и исключительно репрессивными методами: конфискация земель, изгнание знатных семей из страны, запрет на участие католиков (подавляющее большинство которых составляли ирландцы) в политической жизни. На отобранные земли в историческую провинцию Ольстер переселили протестантов, значительная часть которых происходила из Шотландии.

Практически полное уничтожение образованной части носителей языка в ходе колониальных войн и подавления восстаний и повсеместный запрет на употребление ирландского языка в сфере обучения и общения увеличили диалектную раздробленность и привели к коренному изменению языковой ситуации. В течение следующего столетия продолжавшаяся конфискация земель у ирландцев и поселение, прежде всего на севере Ирландии, большого числа английских колонистов-протестантов наряду с массовыми репрессиями участников восстания 1798 года вызвали новую волну эмиграции большого количества гэльскоговорящих ирландцев. В период великого голода 1845 года, повлекшего смерть 750 000 и эмиграцию десятков тысяч ирландцев ситуация стала необратимой: ирландский язык перестал существовать как средство повседневного общения.

Согласно переписи 1851 года, на ирландском разговаривали 24% жителей острова, говорившие на сильно отличавшихся друг от друга диалектных вариантах.

Политическая и экономическая эмиграция из Ирландии продолжалась в течение трехсот лет в огромных масштабах, и прежде всего это касалось именно областей, заселенных носителями ирландского языка — наиболее задавленных в политическом, экономическом и социальном отношении.

В современной Ирландии Начало возрождения ирландского языка связано с созданием в 1893 году Гэльской Лиги (Conradh na Gaeilge), во главе которой стал Дуглас Хайд, приложивший большие усилия для пропаганды языка и создания необходимых условий его изучения.

После получения в 1948 году независимости правительство Ирландской Республики, начиная с кабинета Имона Де Валера и по сей день, предприняло множество шагов для фактического изменения положения дел. Ирландский язык получил статус государственного, изучение его в школах стало обязательным, а преподавание повсеместным. Важным событием стало принятие в 1958-59 годах официальной стандартизованной нормы литературного ирландского языка — Кайдона, сопряженное с окончательной орфографической реформой. Свободное знание ирландского языка является сейчас неотъемлемым условием продвижения по службе в государственных учреждениях и даже стимулируется материально, однако все это в незначительной степени влияет на языковую ситуацию в стране, где большинство жителей в повседневном общении продолжают использовать английский.

В настоящий момент ирландский язык представляет собой совокупность сильно дифференцированных диалектов, которую условно можно разделить на три группы: диалекты севера (Ольстер), диалекты запада (Коннахт) и диалекты юга (Мюнстер). Таким образом, естественные носители ирландского языка говорят на тех или иных различных диалектах. Большая часть естественных носителей языка проживает на северо-западе и юго-западе страны в ирландскоговорящих районах — Гэлтахтах. (Gaeltacht). Именно на диалектной основе создано большинство литературных произведений, составляющих богатейший по образности языка фонд поэзии и прозы, к сожалению, практически не переводившийся на русский язык. В то же время стандартизованная версия литературного ирландского языка — Кайдон является единственной разновидностью ирландского языка, доступной для большинства двуязычных ирландцев, которые владеют выученным в школе ирландским в той или иной степени. Во многом благодаря усилиям властей Кайдон занял в ирландском обществе по иронии судьбы нишу языка средств массовой информации, официальных документов и протоколов, которую изначально еще 16-17 вв. в обществе занимал английский. На Кайдоне в больших городах издается множество книг, газет и журналов. Так что в Ирландии ирландский язык продолжает доказывать свое право на существование со свойственной кельтским языкам жизнестойкостью.

Существуют ли кельты как единое этнографическое и культурное понятие, или это всего лишь фикция Нового времени? На этот вопрос трудно ответить однозначно. В прошлом кельтов часто связывали с мегалитами (пока в 1950-х годах при изобретении радиоуглеродного анализа не выяснилось, что мегалиты старше первых упоминаний о кельтах минимум на тысячу лет, а максимум на две). Но мегалиты как раз расположены в тех местах Европы, где живут или жили кельты — Бретань, Испания, Британия, Ирландия. Современные историки связывают появление мегалитов с особыми условиями, которые переживали построившие их племена, прижатые к краю Атлантического океана более удачливыми соседями.

Ньюгрейндж, Нью Грейндж, Ши-ан-Вру — мегалитическое культовое сооружение в Ирландии, коридорная гробница, входящая в комплекс Бру-на-Бойн. Ньюгрэйндж датируется 2500 г. до н. э. Находится в 40,2 км к северу от Дублина.

Строя мегалиты, они пытались укрепить чувство племенного единства и повиновения своим богам и (священным) правителям. Привлекательность кельтов для многих заключается как раз в их «окраинности», «архаичности». Между тем многие носители кельтской культуры находят это оскорбительным, сознавая, что их провинциализм — не от хорошей жизни. И валлийцы, и ирландцы были в свое время вытеснены с хороших земель в горы и на острова. Те, кто считает, что «кельты» — синоним отсталости, предпочли бы вообще о них не упоминать. Другим кельты видятся «первыми хозяевами Европы», могучими завоевателями, которых боялись сами римляне, динамичным народом; говорят о «кельтской империи», о том, что ирландцы и шотландцы построили Америку (Рейган и Кеннеди — ирландские фамилии, Клинтон также имеет ирландские корни).

Но как бы то ни было, сейчас все кельтские народы видят свое будущее в развитии национальной государственности (Ирландия), или, во всяком случае, как в Шотландии или Уэльсе, национального самоуправления.